Ляхов Илья Евгеньевич

Второй пилот летной группы летной службы Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Волга-Днепр»

Ляхов Илья Евгеньевич работал в службах, обеспечивающих полеты.

С 2007 года начал летать бортрадистом, с 2011 года – вторым пилотом. Освоил пилотирование самолетов CRJ-200, Ан-124-100. Командир воздушного судна Соловьев Е.Б. и второй пилот Ляхов И.Е. проявили мужество, высочайшее летное мастерство и самообладание, им удалось успешно посадить воздушное судно в критической ситуации.

13 ноября 2020 г. экипаж на сверхтяжелом воздушном судне Ан-124-100 «Руслан» выполнял рейс по маршруту Новосибирск – Вена (Австрия). На борту находились 6 членов экипажа, 8 технических специалистов, 83,5 тонны груза, взлетная масса воздушного судна составила 380 тонн, что близко к максимальной взлетной массе данного типа воздушного судна. Подготовка к полету была проведена в соответствии с требованиями нормативной документации, вторым пилотом Ляховым И.Е. был выполнен расчет взлетно-посадочных характеристик для фактических погодных условий. Замечаний по результатам предполетной подготовки не было, что было зафиксировано в бортовом журнале самолета.

Запуск двигателей, руление, взлет и первоначальный набор высоты были выполнены вторым пилотом штатно. Командир воздушного судна Соловьев Евгений Борисович осуществлял контролирующие функции. В процессе выполнения первого разворота на высоте 500 метров произошло разрушение двигателя № 2, которое привело к повреждениям фюзеляжа и левого полукрыла самолета, частичному отказу системы электроснабжения. Одновременно с этим самопроизвольно уменьшился в два раза режим работы двигателя № 1. Технический отсек в кабине летного экипажа имел серьезные разрушения, а показания приборов в кабине были недостоверными из-за отказа внутренней и внешней связи экипаж не мог получать информацию от диспетчера и докладывать ему о своих намерениях и действиях. Командир воздушного судна отдавал распоряжения членам экипажа голосом и жестами, работу силовых установок контролировал только по изменению уровня шума двигателей.

Было принято решение пройти курсом, обратным посадочному, и выполнить визуальный заход с левым разворотом на взлетно-посадочной полосе. Последующий анализ события показал, что данное решение предопределило наиболее безопасный способ захода на посадку. Выпуск шасси был произведен аварийно.

До момента захода на посадку воздушным судном управлял Ляхов Илья Евгеньевич, что в данной ситуации было оптимально и позволяло командиру проводить визуальную оценку положения самолета относительно взлетно-посадочной полосы и поиск конфликтующих (взлетающих или заходящих на посадку) бортов. При выполнении спаренного разворота на посадочный курс и до полной остановки самолета управление осуществлялось командиром. В процессе разворота скорость падала до критических значений, что чувствовалось по нетипичному поведению самолета.

Торможение самолета осуществлялось с помощью системы аварийного торможения вплоть до разрушения пневматиков колес. Несмотря на это воздушное судно выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы на 395 м. Ляхов Илья Евгеньевич до полной остановки воздушного судна четко выполнял указания командира воздушного судна, что позволило избежать столкновения с наземными препятствиями.

В сложившейся чрезвычайной ситуации совместные действия командира воздушного судна и второго пилота позволили достичь главного результата: посадка была произведена, экипаж и технический персонал не пострадали, груз не поврежден, ущерб аэропорту минимизирован. Пилотам удалось предотвратить возможные разрушения объектов инфраструктуры аэропорта Новосибирска и не допустить гибели людей.

Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2022 г. № 713 за мужество, отвагу и профессиональное мастерство, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Ляхов Илья Евгеньевич награжден медалью Нестерова.