«Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.»
Косяченко Максим Вячеславович
Командир воздушного судна АО «Авиакомпания «Россия» Косяченко Максим Вячеславович начал свою трудовую деятельность в гражданской авиации в 2004 году после окончания Академии гражданской авиации. В феврале 2005 года приступил к летной работе во ФГУАП «Пулково».
За время летной работы освоил полеты на воздушных судах типа Ан-2, Ту-134 и А-319/320/321, показал высокий уровень знаний, умений и навыков. В 2013 году успешно завершил освоение программы ввода в строй воздушного судна типа А-319/320/321 в качестве командира. Имеет безаварийный налет более 7300 часов, из них в качестве командира воздушного судна – более 2900 часов.
Баев Семён Владиславович – второй пилот воздушного судна АО «Авиакомпания «Россия». Свою трудовую деятельность Семён Владиславович начал в 2002 году в Западно-Сибирском центре по управлению воздушным движением после окончания Красноярского авиационного технического колледжа. В 2009 году завершил получение высшего образования в Санкт Петербургском университете гражданской авиации.
Работал в авиакомпаниях Москвы, Красноярского края, имеет опыт полярной авиации и выполнения воздушных перевозок в условиях Крайнего Севера, был руководителем центра по подготовке летного состава и организации полетов малой авиации в Ленинградской области. Семён Владиславович освоил полеты на ВС Ан-148, А-319/320/321. За время летной деятельности показал себя грамотным в эксплуатации авиационной техники специалистом. Имеет безаварийный налет 5500 часов, поощрения от руководства авиационных предприятий.
25 июня 2017 года экипаж воздушного судна А-319 в составе командира Косяченко М.В. и второго пилота Баева С.В. выполнял рейс SU 6128 из Калининграда в Москву. Полет проходил в штатном режиме, экипаж занял расчетный эшелон полета и начал подготовку к началу снижения и заходу на посадку в аэропорту Внуково. Примерно за две минуты до расчетного времени начала снижения и захода на посадку сработала аварийная сигнализация: на дисплее появился сигнал отказа двигателя № 1 и вторичных отключений различного оборудования, связанного с двигателем. Одним из факторов, которые влияли на психоэмоциональное состояние пилотов, был интенсивный радиообмен в московской зоне управления воздушным движением. От экипажа требовались хладнокровие, опыт, знание систем воздушного судна, навыки и умения. К тому же погодные условия в московской зоне осложнялись мощной кучево-дождевой облачностью с локальными грозами. В трудной полетной ситуации командир воздушного судна Косяченко М.В. и второй пилот Баев С.В. предприняли все возможные действия для предотвращения авиационной катастрофы. Необходимо было оценить погодные условия на основном и запасных аэродромах, учесть запас топлива, различные особенности предстоящего захода на посадку, возможный уход на второй круг с одним двигателем, провести брифинг с кабинным экипажем и не допустить паники в салоне воздушного судна. Экипаж, под руководством командира, выполнив необходимые первоначальные действия, объявил сигнал срочности, доложил службе ОВД об отказе двигателя № 1, запросил разрешение на снижение и, в соответствии с указаниями диспетчера, приступил к выполнению маневра.
Как предписано процедурой обработки отказа двигателя, была произведена попытка его перезапуска, а также запущена вспомогательная силовая установка для поддержания работы энергосистем самолета. О производимых действиях был оповещен кабинный экипаж, и был согласован порядок дальнейших действий. В процессе снижения, не смотря на аварийное состояние самолета, во избежание дальнейшего осложнения ситуации был выполнен маневр обхода очага кучево-дождевой облачности «верхом» с дальнейшим снижением по схеме захода на взлетно-посадочную полосу № 24. Был произведен перерасчет посадочных характеристик воздушного судна с учетом отказавшего двигателя. Предпосадочная подготовка проводилась в режиме дополнительного брифинга. Характеристики воздушного судна и условия взлетно-посадочной полосы № 24 аэродрома Внуково позволили совершить безопасный заход и благополучную посадку. В дальнейшем, благодаря профессионализму командира было совершено освобождение летной полосы и заруливание на стоянку самостоятельно на тяге одного двигателя. Никто из 122 пассажиров (включая 6 детей) и членов экипажа, находившихся на борту, не пострадал.
Как показало расследование события, самопроизвольное отключение двигателя произошло вследствие разрушения роликового подшипника вертикального вала привода трансфертной коробки приводов и, как следствие, разрушения кожуха этого привода.
За выполнение грамотных, смелых и решительных действий, позволивших в условиях сложной аварийной ситуации с высокой профессиональностью обеспечить безопасность полета, за проявленные при этом выдержку, мужество и самоотверженность командир воздушного судна и второй пилот АО «Авиакомпания «Россия» приказом Минтранса России награждены нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта».